Новые русские русалочки и сверхстойкие оловянные солдатики в датском интерьере

Автор - Наталия Лиекнинс,
статья была опубликована в нескольких русских газетах Европы

 

Новые русские русалочки и сверхстойкие оловянные солдатики в датском интерьере

Наверное, это мечта – жить в сказочном королевстве. Где надежно, справедливо, и «даже если немного за тридцать, есть надежда выйти замуж за принца». А если и не за принца, то за того, кто может стать сказочным принцем всей жизни. Я думаю, именно такая большая мечта движет сотнями русских женщин, которые одна за другой, преодолевая все формальные и психологические препятствия, переселяются в Датское королевство и пытаются свить гнездо на новом месте.


Дания – с первого взгляда действительно идеальная  страна для тех, кто ищет стабильности, покоя и уверенности в каждом дне. Веками бьют часы на ратушной площади свою неизменную мелодию. Гвардейцы в мохнатых шапках охраняют дворец правящей монархини. Мерзнет в море на камне бронзовая русалочка, подаренная городу владельцами Карлсберга 100 лет назад, задумчиво вглядываясь в суетящийся Копенгаген – ждет своего принца. Шумит аттракционами разноцветный и разноголосый Тиволи парк, один из старейших в мире. Этнографический уголок Старого Города в Орхусе обволакивает атмосферой детства великого Ганса - Сказочника всех времен, возрастов и народов, А в парке развлечений Лего миниатюрная Дания из кубиков возвращает даже тех, кто вырос из коротких штанишек, в незабываемый мир детства, Идиллия. Мир, построенный на внутреннем балансе и устойчивости вековых традиций. Мир, где общество позаботится о каждом и у каждого должно найтись свое место в обществе. Желтые пушистые цыплята на Пасху, бесконечные дюны западного побережья летом, гусь на день святого Мортена в ноябре, рождественская Елка с подарками и единственным миндальным орехом на счастье в традиционной рисовой каше, который обязательно принесет удачу тому, кому он достался. И так год за годом. Королевство всеобщего благополучия, дырка в масле, как сам датчане описывают свою страну.
Или? Если взглянуть ближе, внимательнее, разобраться в деталях? Понять, как оно нам тут, русскоговорящим русалочкам в мире, где все ходят на двух ногах вместо нашего привычного с детства «хвоста»? Ведь на чужих ногах трудно научиться ходить, если с детства органично использовали хвост друзей, родных, знакомств, привычек, да и просто родной и понятной окружающей среды для того, чтобы сбивать препятствия и прокладывать путь к счастью.
А препятствий в новом мире немеряно. Дания – та страна в Европейском Союзе, которая за последнее время заслужила титул чемпиона по изобретению самых строгих правил по иммиграции. Какую газету не раскрой, в программу какой партии не загляни, везде проглядывает все более четко выраженный страх перед приезжающими носителями чужой культуры, разрушителями родимых традиций и стереотипов. Которые, если ничего не делать, сметут, растопчут и изотрут в порошок идеалы «общества всеобщего благосостояния», где по определению не должно быть бедных (как, впрочем, и богатых). Тут все равны (а если выделяешься – подравняют, по местным неписаным правилам выделяться – дурной вкус). Тут образование и медицина - каждому и даром. Тут под человеком при любых обстоятельствах раскладывается мягкое одеяло моральной поддержки и материальной помощи. Оплата такого принципа всеобщего и всеобъемлющего социального обеспечения дорога, и лежит она на плечах и так придавленных непомерно высокими налоговыми ставками датчан. А многие иностранцы, главным образом из «болевых точек» третьего мира – Ирака, Афганистана, Сомали (да что греха таить, есть и «беженцы» из постсовесткого пространства времен развала СССР, правда, куда меньше), в прошлое десятилетие, наводнив страну, так и не сподобились заставить себя трудиться и зарабатывать себе на жизнь, но зато научились не хуже местных алкоголиков и наркоманов доить местный социал, а значит и датских налогоплательщиков. При этом не сдавая ни на миллиметр своих позиций: религия, одежда, культура, язык – все, как будто и не уезжали они из африканских пустынь или афганских гор.
И вот пружина разжалась – датчане, обычно добрые и улыбчивые, раньше такие сочувствующие и гостеприимные, повернулись к иммигрантам совсем другой стороной. Шквал негативной информации в прессе о непреодолимых трудностях социальной и культурной адаптации приезжающих в страну, все растущие препятствия  в поиске работы для иностранцев при относительно малом проценте безработицы, частые косые взгляды и нелицеприятные замечания на улицах, постоянно ужесточающиеся правила по всем аспектам иммиграции и воссоединения семьи... Создано новое Министерство Интеграции, как кульминация осознания проблематичности пребывания иностранцев в стране. Иммигранты получают отнюдь не почетное опредeление «новые датчане» (не путать с новыми русскими – признаки с точностью до наоборот). И в результате в сознании датчан раздела иммигрантов на представителей разных культур и традиций почти нет, раз абсолютное большинство иммигрантов - необразованные, сопротивляющиеся адаптации, не желающие, а часто не способные к производительному труду «новые датчане», то всех гребут под одну гребенку: сомалийцев и украинцев, румын и иранцев. Датчане не дискриминируют по расовому признаку, но теперь делят людей по принципу «датчанин-не датчанин». Акцент в языке – уже достаточно. А акцент, скорее всего, останется, несмотря на возможность почти бесплатного обучения датскому – язык уж очень фонетически непрост. Национал-социалистическая партия Дании (Данскфолькепарти), ратующая за все то же социалистическое государство, но «только для датчан», за 10 лет с времен создания уже привлекла 15% избирателей и уверенно набирает обороты, став третьей  по величине партией и играя роль главного советника при принятии любых решений в парламенте.
А как же сказка и принцы? Надежда умирает последней, да и последнее это дело, когда умирает надежда. И ведь есть вдохновляющие примеры, оба датских принца, сыновья королевы нашего сказочного королевства, бравые такие парни, женились на иностранках, младший привез принцессу из Гонконга, впрочем, развелись после 8 лет брака, а в прошлом году старшенький, наконец, к вящей радости всех заинтересованных подданных, привез себе ну совсем простую девушку из Австралии, и вот на прошлой неделе появился уже и маленький принценок. Вся страна радовалась и несла свои трогательные подарки к дворцу. И ведь нет плохих чувств, что малыш-то - наполовину иностранец. Потомок иммигрантки. Плохо говорящей по-датски. Не прошедшей как следует курсы понимания датского общества, обязательные для иммигрантов. И так ни дня не проработавшей в Дании – тоже очень важное требование к остальным иностранцам. Но ведь что можно принцам, другим - никак.
Остальным приехавшим в наше сказочное королевство приходится не так просто. Сначала можно до года ждать получения вида на жительства, пока не проверят, есть ли финансовые и жилищные основания для проживания в стране. Существуют еще и возрастные рамки: невест до 24 лет в страну не пускают, борются с договоренными браками, распространенными среди мусульман. А счастливым, которые прорвались до получения вида на жительство, нужно проходить обязательную интеграционную программу. Это и обучение языку, и курсы по ознакомлению с основными ценностями, правилами и устоями. А еще программы активирования (считай бесплатной практики) на рабочих местах. И 7 лет ожидания постоянного вида на жительство, а до этого лишь ежегодное продление временного, и если что не так в датско-русской семье для «русских» жен, или потеря рабочего места для нашедшего работу по контракту – в три месяца из страны без обсуждений. Впрочем, по контракту сюда тоже не так просто – только определенные группы специалистов (врачи, программисты высокого уровня, медсестры) имеют слабый шанс найти желающего работодателя, а значит и  временный вид на жительство. Нелегально жить и работать тоже почти нереально: у каждого свой идентификационный номер, без которого ни к врачу, ни в школу, ни в библиотеку.
А для большинства в сложившейся ситуации в Данию есть возможность приехать только к уже заранее найденному датскому принцу (или принцессе – но как-то не особо женятся эмансипированные и независимые датчанки на мужчинах извне!). Зато датские мужчины, особенно те, которым не удалось подобрать себе подругу среди тех же эмансипированных и независимых соотечественниц, с надеждой обернули свой взор на восток, и там, где раньше занимали нишу женщины тайские и африканские, теперь хозяйствуют «наши», постсоветские.  «Интернет-брачная» машина набирает обороты, привлекая русскоговорящих русалочек, теряющих хвосты и без колебаний отдающих свои волшебные голоса за призрачную надежду бесконечной сказки в миниатюрном королевстве с принцем датским.
Именно таков обобщенный потрет нашей соотечественницы в Дании: женщина «немного за 30», часто с ребенком или двумя, с образованием, оставленными в прошлом разочарованиями и все еще теплящейся надеждой на верного супруга, крепкую семью, материальное благополучие, социально защищенное будущее. Замужем за датским мужем, от которого полностью зависит все первые 7 лет проживания в стране (ведь именно он своей подписью ежегодно подтверждает ее право на получение вида на жительство), а потому часто осознающего свою власть и нередко использующего ее в качестве дополнительного рычага давления на супругу. Хотя, в общем и целом, датчане семейственны, ответственны, чадолюбивы, преданны, но в брачные агенства по интернету часто обращаются те, кто в эту картинку не очень вписывается, а поэтому без шансов найти подругу на родине, вот и  ищут заморскую Золушку. Кроме семейных обязательств, на нашу соотечественницу влияют еще и другие обстоятельства – необходимость участия и выполнения государственно утвержденной трехлетней интеграционной программы, включающей посещение и успешное прохождение школы датского языка , а еще составление перспективного плана социальной адаптации в обществе, контролируемого специально назначенным муниципальным социальным советником. Кроме этого, нужно понять и принять новые принципы и программы обучения и воспитания детей, да и просто поддержать их в таком нелегком процессе адаптации в новом обществе. Научиться лечиться от всех болезней у одного семейного доктора. Планировать свой бюджет до копейки. Осознать, что поиски работы – это тот спорт, в котором иностранцу очень трудно не то, чтобы взять приз, а даже и просто удержаться в основном составе, т.е. получить хоть что-то, часто далеко не соответствующее уровню квалификаций. Принять неизбежность полного равенства полов – в Дании эмансипация зашкаливает все обозримые пределы, что дает совсем другое осознание женских и мужских ролей в обществе, а к этому тоже надо привыкнуть. Да и просто здешняя дождливая, туманная  и совсем не солнечная погода, спутница ностальгии и депрессии– ее тоже нужно научиться «благодарно принимать». В общем, превратиться из романтичной и ранимой русалочки в стойкого оловянного солдатика, готового преодолевать все невзгоды и трудности с улыбкой.
Есть, конечно, и такие положительные моменты, к которым привыкать – одно удовольствие: ровные дороги и вежливые водители, отсутствие коррумпированных гаишников за углом, точное и надежное функционирование общественного транспорта, вежливость и обязательность государственных чиновников и работников сервиса, гарантия жилья и материальной поддержки, если вдруг что. Фактически отсутствие криминала. А еще кристально чистый воздух, прозрачное море, грибные леса, которых в Дании завались. Одно из самых экологически чистых на Земле мест!
Иммиграция – это всегда выбор, нелегкий выбор между привычным и чужим, понятным и неизвестным, между синицей в руке и журавлем в небе. Нужна жилка авантюризма, внутренняя сила и уверенность в себе, вера в правильность принятого решения, чтобы переезд в сказку не обернулся горьким разочарованием. Андернсеновской русалочке так и не нашлось места в новом мире, в который она бросилась с любовью и отчаянием, заплатив максимально  высокую цену. Но ведь есть сказки и со счастливым концом. Так хочется верить, что твоя сказка будет именно такой, растают льдинки первых переселенческих трудностей, рождественский миндальный орешек счастья окажется в тарелке, а чужая страна даст русским русалочкам ощущение родного дома. 

 

Дания русскими глазами: фоторепортаж Дины Полетаевой (www.antadis.org)

 

Очень интересно. Хорошо бы почитать подобное и по другим странам.

Да, к сожалению многие "русалочки" после трёх лет совместного проживания бросают "оловянных солдатиков.
А они так мечтали создать семью, родить детей...

Теперь после 3 только домой поедешь.. Теперь 7 лет до получения постоянного вида на жительство... При условии замужества за тем же человеком.

Nemnogo grustno,no dostoverno.Dolgie 7 let ozidanija PMZ so stoikim olovjannim soldatikom trebuyt mnogo sil.No esli povezet,to mozet bit naidet rusalochka svoego prinza v etoi strane,ili suzdeno sidet s toskoi v serdze,taikom vitiraja slezi i ulibatsja svoemu soldatiku do konza zizni,esli ne hvatit muzestva brosit vse i vernutsja v Rossiu.

На данный момент в Дании официально насчитывается около 50 тысяч украинцев в возвасте от 20 до 30 лет, в основном молодые семьи. Практически все они трудятся на фермах, учат язык и пытаются свить свое гнездышко, заводят детей, прывыкают к датской жизни, соблюдают традиции, я бы сказала, что это поколение и есть "новыми датчанами". Ведь практически никто не собирается на родину. Для даков они не иммигранты и не муслимы, а просто рабочая сила, в которой Дания так нуждается.
На сколько долго продлится сказка в датском королевстве и что ожидает в конце?

а интересно, откуда столько, если официальная статистика насчитавыет на порядок меньше. Полсотни тысяч - это 1 процент населения. И как они вьют гнездышко, если после окончания рабочей визы их попросят покинуть страну? Практикакнтская виза с\х работника может быть не длиннее, по-моему, 2 лет, потом они должны покинуть страну. И то, что они не сробираются и всеми незаконными методами вытаются затеряться- в этом и прлоблема. Они подпольно скрываются, ищут фиктивные браки, поднимают криминогенную обстановку - суды уже замахались разматывать пьяные дела по вождению украинских практикантов, их незаконный "бизнес" с машинами и контрабандой, скрытую проституцию. И отношение к ним в обществе отрицательное (может они этого и не знают - потому что изолированы от датского общества и по языку, и по сфере общения), а среди фермеров потребительское, не дай бог никому жить и работать так, как вынуждены эти бедолаги. Уже давно ходит мнение, что пора прекратить этот проект по использованию даровой рабочей силы с Украины, что было бы благом и для Украины, и для Дании.

Спасибо за прекрасный русский язык вашего рассказа! У вас литературный талант! Для нашей заграничной русской прессы большая редкость. Надеюсь, что все посетители сайта отметят это.

2023 © www.eursa.org